|
Волоколамское шоссе
Волоколамское шоссе.
Волоколамское шоссе, или как его называют в народе Волоколамка, расположено на северо-западе Московской области.
Волоколамское направление - одно из самых древних в Подмосковье. Первое упоминание о нём относится к XII веку, когда Дмитрий Долгорукий решил построить дорогу к Великому Новгороду через непроходимые леса и болота. И первым большим городом, встретившимся на пути "первопроходчиков", был Волоколамск. Отсюда и название Волоколамский тракт, а позднее и Волоколамское шоссе. Долгое время это была единственная дорога, ведущая на запад. Практически сразу, как только были проложены первые километры, её начали активно осваивать: поначалу здесь строили крестьянские подворья, затем на их месте возникали деревни и сёла, впоследствии превращавшиеся в города. Оживила Волоколамскую трассу и железная дорога, появившаяся здесь в начале XX века, а вместе с ней здесь стали строить и первые дачи.
Эта тенденция продолжилась и после Октябрьской революции, когда страждущие до развлечений молодые пролетарии выезжали за город на отдых. Железная дорога как раз и оказалась тем подспорьем, позволившим с наименьшими временными затратами добраться до нужного места, а деревенские жители, которых в округе было предостаточно, могли предоставить и кров и стол. В 30-х годах "нецивилизованный" отдых решили упорядочить. Наделы под садовые участки ещё не раздавали, а вот пансионаты и пионерские лагеря возводить стали. В середине 1990-х годов, когда народ потянулся осваивать подмосковные земли, именно Волоколамка взяла на себя первый удар, как сейчас говорят, точечных застройщиков. Дело в том, что именно вдоль Волоколамской трассы расположено много городов и деревень, а значит, проблем с подведением коммуникаций не может быть.
Ситуация, всё по той же причине, пришлась по нраву застройщикам коттеджных посёлков. Вот только свободной территории к этому времени практически не осталось. Но выход из ситуации нашли сразу: стали возводить посёлки таунхаусов. Долгое время Волоколамка по количеству таких поселений (до 15 км от МКАД) держала пальму первенства и лишь совсем недавно немного "поотстала" в этом соревновании, пропустив вперёд Новую Ригу.
Столь бурное развитие трассы сыграло с её жителями злую шутку - она стала одной из самых загруженных в Подмосковье. Волоколамское шоссе узкое, расширить его невозможно - для этого придётся сносить деревни и коттеджные посёлки. Но особенно раздражает водителей огромное количество светофоров. Ситуацию, опять же, изменить невозможно - Волоколамское шоссе проходит через города, где железный регулировщик может быть единственным спасением для пешехода, желающего перейти дорогу, да и для автомобилистов, проезжающих через бесконечное количество перекрёстков.
Есть вероятность, что через какое-то время Волоколамское шоссе будет разгружено: в планах правительства Подмосковья строительство новой высокоскоростной платной трассы через Красногорск. Только дальше разговоров дело пока не идёт.
И всё же Волоколамка может гордиться не только грандиозными планами и количеством светофоров на каждый километр, но и количеством бензоколонок, которых, наверное, даже больше, чем железных регулировщиков. Причём, судя по названиям, на древнем Волоколамском направлении представлен практически весь спектр российских компаний, продающих топливо.
Первый город, через который проходит Волоколамское шоссе, - Красногорск. До недавнего времени он практически ничем не отличался от всех остальных пограничных с Москвой городов. Быть может, жильё было чуть лучше и магазины. Сегодня же у Красногорска, а вместе с ним и у Волоколамского шоссе появилось знаковое место - крытый горнолыжный комплекс СНЕЖ.КОМ. Это перастает в два раза, у взрослых в три. В СНЕЖ.КОМ есть, где развлечься и любителям фигурного катания - к их услугам крытая ледовая арена, где также можно взять напрокат коньки.
Но не только зимними видами спорта можно заниматься в горнолыжном комплексе - есть здесь и большой зал для фитнеса, и аквазона, а для особо "уставших" - игровая зона с лазерным пейнтболом, интерактивным тиром и игровыми автоматами.
Некогда единственным в России был и гольф-клуб мирового уровня с полем на 18 лунок, расположенный на Волоколамском шоссе в районе Нахабино, - Le Meridien Moscow Country Club. Идея строительства гольф-поля международного класса в России возникла тогда, когда сюда был приглашён известный американский предприниматель Арманд Хаммер. Он-то и решил, что России необходимо гольф-поле. Первый открытый турнир России по гольфу Russian Open был проведён в клубе в 1993 году на первых 9 лунках. Годом позже состоялось открытие гольф-поля международного класса: 18 безупречных лунок, вписанных в лиричный подмосковный ландшафт, завораживали своей рукотворной красотой. С тех пор на поле Moscow Country Club прошёл не один турнир, зажглась не одна звезда российского гольфа. Помимо гольф-полей в Le Meridien Moscow Country Club есть довольно приличная гостиница, коттеджи, которые сдаются в аренду членам гольф-клуба, а также большой спортивный центр с бассейнами, тренажёрами и теннисными кортами. Этот гольф клуб и на сегодня лучший не только на Волоколамском шоссе, но и в России.
Если Нахабино известно многим гольфистам, то село Опалиха на Волоколамке ассоциируется у многих православных россиян с именем патриарха Никона. Именно сюда в XVII веке, согласно легенде, был отправлен в ссылку реформатор русской православной церкви. Однако, по историческим документам, Опалиха никогда непринадлежала патриарху, и название её было известно ещё за столетие до Никона. Доподлинно известно, что патриарх в XVII веке задумал воссоздать под Москвой, на Волоколамском шоссе, на берегах реки Истры образ святой Земли - Русские Палестины - с точным подобием храма Гроба Господня, и сумел это осуществить. Сегодня Ново-Иерусалимский монастырь расположен в городе Истра и является одним из почитаемых мест у православных. Здесь, как и когда-то было задумано Никоном, есть храм, напоминающий храм Гроба Господня, Воскресенский собор; реку Истру у монастыря называют Иордан, а окрестные холмы и деревни носят библейские названия - Сион, Фавор и Элеон, Кедронский поток. Среди вековых деревьев в Гефсиманском саду находится живительный источник, который называется Силоамская купель.
Но если Ново-Иерусалимский монастырь на Волоколамском шоссе для духовного развития, то клуб "Перун" - для физического. Именно здесь можно получить хорошую физическую разрядку, потому что этот клуб - для любителей пейнтбола. Назвали объект в честь славянского бога Перуна - бога войны, грома и молнии. К услугам тех, кто не прочь повоевать, есть 5 больших игровых площадок, на которых можно захватить деревню с террористами, взять укреплённый двухэтажный форт, повоевать в тайге или пострелять на ограниченной местности. После удачной охоты можно заказать и узбекский плов на кукурузном масле, приготовленный в большом казане, а для тех, у кого после боя остались силы, - площадки для стритбола и волейбола. Вся эта спортивная инфраструктура расположена довольно близко от Москвы, на Волоколамском шоссе сразу за Красногорском - 300 м от заправки ТНК.
Отдыхать на Волоколамском шоссе можно спокойно - сразу три Дома отдыха здесь принадлежат серьёзным государственным структурам. "Снегири" - вотчина Управления делами президента России, "Лесная поляна" - ГУВД Московской области, лечебно-оздоровительный центр без названия - генпрокуратуры РФ. Везде есть бассейны, сауны, спортивные залы. Дом отдыха "Снегири" - это бывшее поместье графа Кутайсова, где сохранился старый усадебный дом и парк. Номера и коттеджи здесь сдаются не только на короткое время, но и рассчитаны на длительное проживание. Более того, рядом расположено детское дошкольное учреждение УДП России - центр развития детей "Снегири", работающий круглосуточно. На базе центра организована "Прогимназия" с 1 по 4 класс. При храме Рождества Христова действует средняя общеобразовательная школа с пансионом.
Не менее интересно с точки зрения истории и то место, где находится санаторий "Истра", - к западу от Москвы, на 61 км Волоколамского шоссе, на территории подмосковной усадьбы "Покровское-Рубцово", последним владельцем которой был знаменитый русский промышленник и меценат Савва Морозов.
На Волоколамке есть места для детского отдыха: детский оздоровительный лагерь имени "28 героев Панфиловцев", расположенный в лесу, и культурно-спортивный комплекс "Снегирёк", где можно отдохнуть всей семьёй.
На Волоколамском шоссе находится и школа верховой езды "Регион". Расположена она недалеко от посёлка Ново-Никольское. Сегодня педагоги здесь учат детей и взрослых держаться в седле. Основное отличие методики преподавания в "Регионе" - это общение с чутким, понятливым существом, лошадью, с которым чувствуешь контакт и взаимопонимание. Благодаря тренерам животное начинает слушать и понимать новичка "с полуслова", "с полувзгляда", реагирует на каждое его движение. Занятия проходят как в манеже, так и в полях или на корде с инструктором.
Не обижено направление и разнообразными магазинами и ресторанами. Их достаточно много встречается и на самой трассе, и во всех городах, через которые она проходит, - Красногорске, Дедовске, Истре.
Автор: Светлана АНДРЕЕВА
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | сентябрь 2008 | № 8 (37) | http://www.d-n.ru/
На территории Северо-Западного района г. Москвы, примыкающему к Строгино, Митино и Красногорску существовало более 50 древнейших памятников истории, древнекаменного, каменного и последующих веков вплоть до раннеславянских поселений вятичей. Двенадцать лет назад в марте 1994 года правительство Москвы приняло постановление "Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино". Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта. Охраняемая зона "Всходня", названная известным в истории старинным именем этой реки, была объединена в природный и историко-культурный заказник "Верхняя Москва-река". Были приняты на государственную охрану 32 известных памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино. В последние годы объем археологических работ в охраняемой зоне "Всходня" существенно уменьшился. Когда-то основными объектами этих работ служили Мякининские селища, расположенные на правом берегу реки Москвы, на территории, смежной с Северо-Западным округом и районом Строгино. Развертывание здесь охранных археологических исследований в 1992-1995 гг. было связано с проектированием и строительством будущей трассы метро на участке "Крылатское-Строгино-Митино". Уникальность историко-археологических памятников территории нашего района требовала принять самые решительные меры для их сохранения для потомков. Однако вопреки всему, после нескольких лет дискуссий Московская Дума приняла проект окончательной застройки этих местностей торгово-развлекательными и коттеджными объектами. Статья знакомит читателя с уникальнейшими памятниками древности Москвы и подмосковья и находками, найденными при раскопках древних подмосковных стоянок и городищ.
ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ ПОДМОСКОВЬЯ.
Благоприятные условия заселения территории Подмосковья первыми людьми сложились по окончании Великого оледенения - в эпоху позднего палеолита, около 16-10 тысяч лет назад. Последнее оледенение - Валдайское не дошло до наших мест. Но после очередного потепления, потоки воды от тающих льдов и ледников, размывая на своем пути осадочные породы, сформировали широкую долину реки Москвы. Она пролегла на месте глубокой впадины, возраст которой составляет более миллиона лет и заполнившейся мощной почти двухкилометровой толщей осадочных пород. В последующие периоды русло реки Москвы не раз углублялось до нового уровня, в результате в речной долине сформировались удобные для жизнедеятельности древних людей природные террасы.
Только после последнего наступившего потепления 10-8 тысяч лет назад установился относительно сухой и теплый климат, наиболее приближенный к современному. Но зимы тогда в Подмосковье были менее суровы, чем сейчас и снеговой покров поэтому был несколько меньше. Возвышенности в ту пору были покрыты густыми лесами, а между ними простирались болота, поросшие сосной, ольхой и березой. На этих болотах находились пастбища гигантских, покрытых густой рыжевато-бурой шерстью мамонтов.
По данным палеозоологии фауна нашей местности в ту эпоху была смешанной: в районе Москвы встречались и ледниковые полярные животные - мамонты, волосатые носороги, бизоны, овцебыки и в то же время обитали зубры, благородные олени, косули. Столь разнообразна была в ту эпоху флора и фауна Подмосковья. За последние годы в Москве зафиксировано свыше 50 находок костей мамонтов и других древних животных. 11 Рысин Л.П., Шишкин В.С. Природа Северо-Западного округа. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень. - М.: 1997, с. 18. Они встречались при раскопках в селе Троицком-Лыкове, Лихоборском карьере на севере Москвы и в Лужниках в южной части города.
Интересные сведения о природе и животном мире того времени были получены благодаря необычной находке около села Троицкого-Лыкова. В 1844 г. профессор Московского университета Карл Францевич Рулье обнаружил в обрыве на берегу реки Москвы остатки ископаемого мамонта. 22 Павлов М.В. / Ископаемые слоны. - М.: 1899, с. 54. "Мамонт был найден в вертикальном (стоячем) положении, - сообщалось в отчете, - причем кости его, хотя и были разъединены... однако находились в естественном положении... Остов находился в том положении, в каком животное спускается по наклонной плоскости". Видимо, мамонт утонул в болоте. Последующие исследования этой местности показали, что здесь в толще песков около двух десятков тысяч лет тому назад находилось древнее ледниковое озерное отложение.
Вслед за крупными животными пришли в наши места и первобытные охотники. Но когда впервые появились люди на московской земле? Об этом долго спорили ученые, пока в районе Тушина не была найдена древнейшая московская находка фрагмента верхней части черепа предка человека - "сходненский череп". 33 Векслер А.Г. Тысячелетия и века Тушино-Хорошевской округи. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень - М.: 1997, с. 31- 35.
Новости Волоколамское шоссе: ВЕЧЕРОМ В МОСКВЕ НА ВОЛОКОЛАМСКОМ ШОССЕ ТРАМВАЙ СОШЕЛ С РЕЛЬСОВ
05.06.2010 09:09
Накануне вечером 4 июня в Москве на Волоколамском шоссе дождь подтопил трамвайные пути, в результате чего трамвай сошел с рельсов. Согласно официальным данным, при инциденте пострадал один пассажир, которому была оказана медицинская помощь, остальные люди остались невредимы и были эвакуированы сразу после произошедшего. В настоящий момент последствия аварии восстановлены.
Строительство коттеджей на Волоколамском шоссе
|