|
Пятницкое шоссе
Пятницкое шоссе.
Пятницкое шоссе - трасса Р111 (Р 111). Пожалуй самое красивое из Подмосковных - Пятницкое шоссе начинается от МКАД в районе Митино, проходит по Красногорскому и Солнечногорскому районам Московской области и далее идет вокруг Истринского водохранилища по Клинскому району и выходит на трассу А108 в Истринском районе.
На Пятницком шоссе благодаря хорошей экологии, красивым хвойным (еловым и сосновым) лесам, и близости Москвы (в том числе части Москвы - Зеленограда), здесь находится много дачных и стародачных поселков. В этом районе много дач, которые давали советской технической интеллигенции - инженерам научных и производственных предприятий Москвы и Зеленограда. Сейчас Пятницкое шоссе - это демократичная рублевка - трасса петляет по густым лесам, места очень красивые - промышленных предприятий почти нет - только в Зеленограде, но там в основном высокотехнолигичные - чистые производства, где работают в белых халатах и перчатках а не литейные заводы.
Пятницкое шоссе самое живописное, но не самое быстрое шоссе в Подмосковье, особенно когда пробки на Ленинградском шоссе. Соседнее с Ленинградским - Пятницкое шоссе из-за этого испытывает дополнительную нагрузку и перед пересечением Пятницкого шоссе с "бетонкой" А107 часто образуются пробки (особенно в пятницу вечером и в субботу утром). Пятницкое шоссе - это кратчайшая дорога на Истринское водохранилище - любимое место отдыха москвичей.
Некоторые считают, что Пятницкое шоссе заканчивается в Солнечногорске, однако это не совсем так: Пятницкое шоссе в селе Обухово имеет развилку (перед Церковью - слева), если поедете прямо - попадете в Солнечногорск, прямо примерно 1 км, а затем направо - выезд на новую трассу, ведущую с Пятницкого на Ленинградское шоссе; а если свернуть перед церковью в селе Обухово налево, вы попадете на красивую извилистую дорожку с хорошим асфальтом, идущую вокруг почти всего Истринского водохранилища (она огибает водохранилище слева - направо, против часовой стрелки).
Это продолжение Пятницкого (будем называть его так) шоссе наиболее живописный его участок! Дорога идет через хвойные леса, петляя вокруг заливов Истринского водохранилища. Как ни странно, местность здесь мало обитаема людьми (деревень и дачных поселков пока не так уж много), зато полно диких зверей - обитателей Истринского охотхозяйства и Истринского лесхоза.
Сказать, что здесь сохранилась отличная экология - это не сказать ничего! Еще бы! ведь северная часть Истринского водохранилища, а особенно Нудольский плес - самое чистое место Истринского водохранилища! Правда, можно разочаровать любителей подъехать на машине к воде, хороших подъездов здесь нет... Именно благодаря этому, берега и вода здесь чище, чем в южной и западной части Истринского водохранилища.
Зато есть возможность подъехать к воде на велосипеде, квадроцикле и (зимой) на снегоходе по идущим через лес проселочным дорожкам. Именно так отдыхают тут счастливые владельцы окрестных дачь и деревенских домов... а также, приезжающие на немногочисленные здесь базы отдыха и паснионаты, самые известные из которых "Усадьба Кузнецово", где можно прокатиться на лошадях , квадроциклах и сплавиться на лодке или рафте по реке Нудоль до Истринского водохранилища, и пансионат "Чайковскиий" с современным спорткомплексом, сауной и 25 метровым бассейном.
Пятницкое шоссе получило название по направлению к селу Пятница на Истринском водохранилище. В древности оно носило название Большая Волоцкая дорога и, проходя через водораздел рек Барышиха и Всходня (Сходня), вело в Волок Ламский. С основанием в 1656 году Воскресенского Новоиерусалимского монастыря путь в Волоколамск переместился на юг, и старая дорога утратила прежнее значение, окончательно придя в упадок после сооружения в 1935 году Истринского водохранилища.
В черту Москвы начало Пятницкого шоссе вошло в 1986 году, как основная улица деревни Митино. В начале 90-х годов на территории деревни было развёрнуто массовое жилищное строительство, а в 500-х метрах восточнее Пятницкого шоссе параллельно была проложена новая магистраль, получившая название Новопятницкое шоссе.
21 февраля 1995 года Пятницкому шоссе было присвоено новое название - Митинская улица, а Новопятницкому шоссе присвоено название Пятницкое шоссе.
Трасса старого Пятницкого шоссе приблизительно совпадает с трассой нынешней Митинской улицы до дома № 41, затем отклоняется во дворы домов 4-го микрорайона Митина.
В черте Москвы шоссе является основной транспортной магистралью района Митино, по нему следуют 12 автобусных маршрутов. С южной стороны к Пятницкому шоссе примыкают Цариков переулок, 1-й Митинский переулок, 2-й Митинский переулок, Дубравная улица, Митинская улица, улица Барышиха. С северной стороны — проектируемый проезд №5190 (продолжение Путилковского шоссе), Муравская улица. В пределах Москвы у Пятницкого шоссе с южной стороны есть дублёр.
До границы Москвы Пятницкое шоссе восьмиполосное, после пересечения границы быстро сужается до двух полос.
На территории Московской области Пятницкое шоссе проходит через населённые пункты Отрадное,Марьино-Знаменское, Юрлово, Благовещенка, Брёхово, Баранцево, Горетовка, Жилино, Марьино, Лыткино, Соколово, Новая, Курилово, Мелечкино, Коньково, Новинки, Меленки, Обухово. В черте Солнечногорска Пятницкое шоссе переходит в улицу Обуховского и Набережную улицу.
По водоразделу - между притоком Москвы Барышихой и рекой Всходней - проходила в прошлом Большая Волоцкая дорога из Болгар (столицы Болгарского царства), следовавшая далее через село Бужарово на реке Истре. Только во второй половине XVII века, во время строительства патриархом Никоном Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, главный поток грузов переместился на бывшую Звенигородскую дорогу, которая стала именоваться Большой Воскресенской, а затем Волоколамской дорогой. А старый путь, потеряв прежнее значение, стал местной Пятницкой дорогой, названной по селу Пятница-Берендеево на Истре.
Расположение деревни Митино на Волоцкой дороге и в относительной близости к селу Аристово, возможно говорит том, что она получила свое название от Митина починка, который отмечался в 1389 году в завещании князя Дмитрия Донского, затем в 1417 был пожалован князем Василием Дмитриевичем его княгине Софье Витовтовне и больше не упоминался ни в одном из следующих документов.
В XV веке земли эти принадлежали Троице-Сергиевому монастырю, но в начале следующего, XVI в., перешли к расположенному в Кремле Чудову монастырю. В Смутное время села, находящиеся на территории нынешнего района, были разорены. В 1654 году обрушилось новое бедствие - эпидемия чумы, которая за два года унесла в России сотни тысяч человеческих жизней. Особенно свирепствовала эпидемия в Москве. Деревни Митино и Уварово полностью вымерли.
Село Уварово исчезло навсегда. Однако память о нем осталась в народе: верховые речки Барышихи жители Пенягино до сих пор называют Уваровским оврагом. Лет двадцать пять назад на этом овраге около проселочной дорожки из Пенягино в Митино еще были заметны следы плотины, некогда перекрывавшей его русло. А Митино сто пятьдесят лет было пустошью и вновь заселилось только в начале позапрошлого века. К тому времени бывшие монастырские земли перешли к Государственной коллегии экономии. Материалы Генерального межевания 1760-х гг. и 1800 г., подробные в описании каждого населенного пункта, не содержат никаких сведений о Митино. Только в ревизских сказках 1816 г. она упоминается вновь и представляет собой крупное селение с 38 крестьянскими дворами, 131 душой мужского и 146 душами женского пола. В 1879 году в Митино открывается земская школа. В 1899 году население деревни составило 510 человек.
Сельский характер поселения сохранился и после Октябрьской революции. В 1926 году здесь создается товарищество по совместной обработке земли, а в 1932 году - колхоз. В 1934 году на окраине деревни возникли машиноремонтные мастерские. В это время здесь - рядом с Митино - начинает складываться рабочий поселок. В 1935 году поблизости устроились гончарные мастерские, питомник декоративных насаждений, основав небольшой поселок Гончарка.
В 1938 году, когда стала формироваться система противовоздушной обороны Москвы, на южной окраине Митино расположился штаб 251-го зенитно-артиллерийского полка, входившего в 1-ю бригаду ПВО Москвы. Подразделения полка находились на Ильинском, Волоколамском и Пятницком шоссе в 5 военных городках, а около деревни Митино разместились в бараках штаб полка, полковая школа, медсанчасть, артиллерийские и автотракторные мастерские. Здесь же разместился и штаб 7-го прожекторного полка.
Через месяц после начала войны зенитчики впервые вступили в бой. 25 батарей полка держали оборону на широком пространстве от деревни Чернево - на севере до Хорошева - на юге. В первом же бою зенитчики полка сбили несколько самолетов. Налеты проводились каждую ночь. И ежедневно зенитчики вели бой с 10 вечера, когда появлялись вражеские самолеты, до 3-4 утра. В конце ноября - начале декабря 1941 года часть зенитчиков приняла участие в сражении с танками на ближних подступах к Москве. Фронт проходил в тот момент в 15 километрах от Митино. На Волоколамском шоссе, в районе деревни Ленино, держала оборону 9-я гвардейская дивизия генерала А.П.Белобородова.
В деревне находились медсанбаты. Раненых, которых не удавалось спасти, хоронили тут же. В 1972 году на братской могиле, где похоронены останки 536 воинов, был установлен памятный монумент из бетона. В 1942 году полк был переформирован в дивизию. Большую часть нового пополнения составляли девушки. После войны дивизия была расформирована. Однако, несколько десятилетий спустя, в Митино расположилась часть противоракетной обороны, находившаяся здесь до начала 90-х годов.
Наибольший рост деревни Митино приходится на начало 1960-х годов, когда в ней числилось 920 жителей. К этому времени на базе мастерских в 1954 году был организован опытно-экспериментальный завод Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Были реконструированы и гончарные мастерские, производившие цветочные горшки. Однако в уже 70-е годы молодежь из деревни Митино начинает переселяться в фабричные поселки близлежащих заводов.
Близость Митино к Москве, наличие свободных земель и большого лесного массива послужили основой для передачи его территории в состав Москвы с целью создания здесь нового микрорайона, население которого должно было составить 120 тысяч человек. Решение о передаче Митино Москве было принято в 1984 г.
Население района - более 120 тыс. человек. С Москвой его связывают Волоколамское шоссе, электропоезда Рижского направления железной дороги и многочисленные автобусные маршруты до станции метро "Тушинская". В район массовой жилой застройки Митино превратилось в 1991-1996 гг. В районе практически нет промышленных предприятий, научно-исследовательских или учебных институтов; из предприятий торговли, пожалуй, больше всего известен Митинский радиорынок. Единое пространство Митино складывается из группы однотипных жилых микрорайонов - их в состав района входит 12, а также деревня Пенягино, поселки Дачное, Новобратцево и село Рождествено. За 1990-е годы из гигантской строительной площадки Митино превратилось в благоустроенный и красивый жилой комплекс с развитой инфраструктурой, став одним из престижный районов столицы. Большое значение для его дальнейшего развития дало строительство станции метро "Митино", связанное с Арбатской линией московского метрополитена.
|